Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт об аттестации рабочих мест

Пятница, 19.04.2024
Главная » 2013 » Март » 25 » Задачи, требования, участники проведения аттестации рабочих мест. Приказ 342н.
16:42
Задачи, требования, участники проведения аттестации рабочих мест. Приказ 342н.

Задачи проведения аттестации рабочих мест формулируются в рамках приложения к приказу Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 года(с изменениями, внесенными приказом Минтруда России №590н от 12 декабря 2012 года). Прежде всего он адресован каждому Работодателю(исключения составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), на которого ложится основная часть ответственности за ее проведение. Отношение всех остальных сторон организуется им прямо или косвенно, через выбор Аттестующей организации(независимое лицо) и привлечение работников и других специалистов в состав аттестационной комиссии.

 

Общие положения порядка проведения аттестации содержат принципиальные требования к участникам аттестации(Работодателю, Аттестующей организации), ее результатам, срокам, а так же ряд терминов, определений и ссылок на другие нормативные документы(например, Трудовой кодекс РФ). Важно не забывать, что:

- аттестации подлежат все рабочие места Работодателя;

- в случае принятия решения о не проведении измерений и оценок условия труда на каких-либо рабочих местах, эти места относятся к опасным условиям труда;

- обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на Работодателя;

- за дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа Работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации;

- аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

 

Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда определяет состав и цели аттестационной комиссии. Пункт 10 этого порядка позволяет включать в нее практически всех Работников организации, в которой проводится аттестация рабочих мест. Представители аттестующей организации должны входить в комиссию, но не могут возглавлять ее. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом Работодателя. Члены аттестационной комиссии обязаны помнить следующее:

- уже на первых этапах ими формируется и подписывается Перечень рабочих мест с выделением аналогичных;

- ими готовится предложение по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- ими будут подписываться карты аттестации и все приложения. Не подписываются отдельно только протоколы, но они входят в состав карты аттестации;

- ими разрабатывается план мероприятий.

 

Порядок проведения оценки соответствия условий труда включает описание оценок соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности рабочих мест, обеспеченности Работников СИЗ, комплексную. Эта часть приложения прежде всего необходима Представителям аттестующей организации, так как они проводят измерения и оценку, предоставляя протоколы для формирования карт аттестации. Она содержит принципиальную информацию по оценке травмоопасности и СИЗ, тогда как гигиену труда берет на себя Р 2.2.2006-05. Инженеры-эксперты и иные участвующие специалисты знают, что:

- 2 класс травмоопасности - допустимый - на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

- перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников;

- при проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

- в протоколе точно указываются реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа, его издавшего, его название, номер и дата подписания;

- допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест;

- при оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ;

- существуют три комплексных оценки, которые не содержат никаких цифр.

 

Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест касаются прежде всего аналогичных рабочих мест. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места. Условия труда и мероприятия по их улучшению, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест. Но не следует упускать из виду описание нестационарные рабочих мест, в которых время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей. Все пункты данной главы имеют практическое применение в наше время.

 

Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда требует широкого комментария. Надо понимать, что первым действием Работодателя является заключение договора с аттестационной комиссией. Далее следует приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Комиссия составляет перечень рабочих мест. Аттестующая организация проводит измерения и оценку, отражая их в протоколах и дополняя сведениями об аттестующей организации. Далее составляются карты аттестации, сводная ведомость, сводная таблица классов, план мероприятий. Завершающим действием является протокол заседания аттестационной комиссии(рассматривается для подписи десять календарных дней с момента поступления материалов, а фактически с момента первой подписи на картах и приложениях) и следующий за ним приказ о завершении аттестации( подписывается в течении десяти рабочих дней с момента подписания протокола). Именно после подписания протокола, в момент рассмотрения завершающего приказа Работодатель знакомит Работников с картами аттестации под подпись. У него есть на это десять рабочих дней. Далее у Работодателя есть десять календарных дней с момента подписания приказа на то, чтобы предоставить сводную ведомость, сведения об аттестующей организации(два этих приложения в том числе на электронном носителе) и сопроводительное письмо в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Форма сопроводительного письма определена на сайте инспекции.

 

Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда подчеркивает, что при любом изменении условий труда на рабочем месте нужно проводить новую аттестацию в полном объеме. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

 

Заключительные положения содержат информацию о контроле и ответственности. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Необходимо отметить, что понести ответственность можно по статье 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда КоАП РФ и, возможно, статье 143. Нарушение правил охраны труда УК РФ.

 

Изменения 342н приказом 590н имеют значимый и противоречивый характер. Повторную аттестацию рабочих мест предлагается не проводить в том случае, если условия на рабочем месте были признаны допустимыми, либо оптимальными. Однако, это не касается случаев, описанных в порядок проведения внеплановой аттестации. Критики заслуживает одновременное исключение из аттестации рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах, и обязательное включение рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Очевидно, что создателям приказа надо было ознакомиться с приказом Минздравсоцразвития РФ №302н от 12.04.2011.

Просмотров: 912 | Добавил: ARM | Теги: арм, аттестация рабочих мест, 342н | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: